Страховое публичное акционерное общество «ИНГОССТРАХ»

УТВЕРЖДАЮ

 

 Генеральный директор

СПАО "Ингосстрах"

 

 

 

____________М.Ю. Волков

 

 

«24»  июня 2015 года

 

 

 

 

ПРАВИЛА

ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ

 

 

 

I.  Общие положения.

II.  Объем ответственности.

III.  Заключение договора страхования.

IV.  Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.


 

ПРАВИЛА ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  и на основании настоящих Правил Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» заключает договоры транспортного страхования грузов.

В соответствии с настоящими Правилами объектом страхования по договору страхования являются имущественные интересы Страхователя или Выгодоприобретателя, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (грузом), а также имущественными интересами, связанными с несением непредвиденных расходов (неполучением доходов), связанных с перевозкой груза, в том числе в виде  ожидаемой прибыли, комиссии, фрахта, а также в виде  акцизных расходов, то есть расходов, связанных с обеспечением выполнения обязательств импортера по ввозу груза на таможенную территорию РФ и использованию акцизных марок.

Страховщиком по договорам страхования является СПАО «Ингосстрах», зарегистрированное в г. Москве и получившее в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Договоры страхования от имени Страховщика могут заключать его филиалы и иные обособленные подразделения, а также уполномоченные страховые агенты (юридические и физические лица) на основании соответствующих договоров или доверенностей.

Страхователями и Выгодоприобретателями по Правилам транспортного страхования грузов могут выступать российские и иностранные юридические и дееспособные физические лица, заключившие в установленном порядке договор страхования. При заключении договора страхования допускается выдача страхового полиса на предъявителя.

Данные Правила являются неотъемлемой частью договора страхования и могут быть изменены (исключены  или дополнены) только по письменному соглашению сторон при заключении договора страхования или в период действия договора до наступления страхового случая при условии, что такие изменения не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Применяемые в настоящих Правилах наименования и понятия в ряде случаев специально поясняются соответствующими определениями. Если значение какого-либо наименования или понятия не оговорено Правилами и не может быть определено, исходя из законодательства и нормативных актов, то такое наименование или понятие используется в своем обычном лексическом значении.

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины и определения, приведенные в настоящих Правилах, а также изложенные в настоящем разделе, несут одинаковое смысловое значение по всему тексту Правил и понимаются следующим образом:

Пожар - неконтролируемое горение, возникшее вне специально предназначенных мест или вышедшее за пределы этих мест, способное к самостоятельному распространению и причиняющее материальный ущерб.

Взрыв - стремительно протекающий процесс, сопровождающийся разрушительным воздействием расширяющихся газов или паров, вызванный освобождением или выделением большого количества энергии;

Удар молнии – электрический искровой разряд природного свойства между облаками и земной поверхностью, при котором ток разряда оказывает на застрахованное имущество воздействие термического, механического или иного характера;

Стихийное бедствие – внезапно возникшее природное явление, носящее разрушительный характер.

Буря - перемещение воздушных масс с большой скоростью (очень сильный ветер): у поверхности земли свыше  20 м/сек. С порывами до 50 м/сек.

Вихрь - атмосферное явление, состоящее из быстро вращающегося воздуха, части песка, пыли и др.

Ураган, тайфун - ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности (более 12 баллов по шкале Бофорта), имеет скорость 35 м/сек. и  более.

Смерч – опасное атмосферное явление, восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, а также влаги, песка, пыли и других взвесей и скоростью вращения 50 м/сек.

Цунами - внезапно возникающие длинно-поперечные океанические волны, движущиеся к берегу с большой скоростью, вызывая разрушения в прибрежной полосе. Высота волн достигает 5-10 м и более.

Землетрясение – катастрофическое явление природы, характерное для сейсмоактивных зон, вызванное движением тектонических плит, обрушение больших горных выработок.  Единица измерения - баллы по шкале Рихтера.

Извержение вулкана - вулканическая деятельность, сопровождающаяся выбросом из жерла вулкана газов, пепла, а также расплавленной магмы.

Оползень - скользящее смещение земляных масс под действием своего веса.

Сель - быстро формирующийся в руслах горных рек модный поток, характеризующийся резким подъемом уровня воды и высоким (от 10-15 до 70%) содержанием твердого материала (продуктов разрушения горных пород).

Град – разновидность атмосферных осадков, выпадающих в теплое время года в виде ледяных образований разной величины и формы, причиняющих убыток застрахованному  имуществу.

Наводнение, паводок – сезонное или внезапное повышение уровня воды в водоемах в связи с таянием снега, ледников, выпадением большого количества осадков, затоплением сушив связи с прорывом дамб, плотин, ледяными заторами, ветровым нагоном, обвалом в русло горных пород, препятствующих нормальному стоку и движению вод.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге перевозочного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

 

II. ОБЪЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

§2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, страховым случаем является свершившееся событие, из числа указанных в настоящем параграфе, обладающее признаками вероятности и случайности. Предусмотренное договором страхования,  произошедшее   в результате повреждения или гибели застрахованного груза или его части вследствие оказанного на него внешнего внезапного и непредвиденного воздействия, и повлекшее обязанность Страховщика осуществить страховую выплату.

 

 Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий  о страховых случаях (рисках), от их совокупности либо в любой их комбинации:

1. "С ответственностью за все риски".

По договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями являются:

а) повреждение, полная гибель или утрата всего или части застрахованного груза, происшедшие по любой причине в результате события, обладающего признаками случайности и вероятности, кроме случаев, предусмотренных в пунктах «а» - «о» §6 Правил;

б) возникновение непредвиденных расходов  в виде:

1.1. расходов и взносов по общей аварии, которые обязан понести Страхователь;

1.2.необходимых и целесообразных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытков и установлению их  размера, если убытки возникли в результате страхового случая, предусмотренного договором страхования.

Под понятием общей аварии морское право подразумевает связанные с произошедшей аварией убытки, понесенные участниками морской перевозки.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

 Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в абзаце выше.

 

2. "С ответственностью за частную аварию".

По договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями являются:

а) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие  удара молнии, бури, вихря, урагана, шторма, извержения вулкана и других стихийных бедствий;

б) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие пожара, взрыва на перевозочном средстве, а также вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

в) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие крушения или столкновения судов, удара их о неподвижные или  плавучие предметы, посадки судна на мель, повреждения судна льдом; провала мостов;

г) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие крушения или столкновения наземных перевозочных средств, их удара о подвижные или неподвижные предметы, перевертывания перевозочного средства,  дорожно-транспортного происшествия при перевозке груза автомобильным перевозочным средством; схода с рельсов железнодорожных перевозочных средств, провала мостов;

д) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие крушения, падения или столкновения самолетов, других воздушных перевозочных средств, их удара о подвижные или неподвижные предметы;

е) утрата груза вследствие пропажи морского/ речного и/или воздушного судна, перевозившего застрахованный груз без вести;

 

Морское или речное судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее, чем шесть месяцев.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если потерпевшее бедствие воздушное судно, перевозившее застрахованный груз, местонахождение которого, его обломков либо груза не было установлено и поиск которого официально прекращен. Срок, необходимый для признания воздушного судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц со дня последнего известия о воздушном судне.

ж) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

з) возникновение непредвиденных расходов в виде:

1.1. расходов и взносов по общей аварии, которые обязан понести Страхователь;

1.2. необходимых и целесообразных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытков и установлению из  размера, если убытки  возникли в результате страхового случая, предусмотренного договором страхования;

Под понятием общей аварии морское право подразумевает связанные с произошедшей аварией убытки, понесенные участниками морской перевозки.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в абзаце выше.

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, а также убытки, указанные в абзаце ниже, признаются согласно нормам морского права частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

 Не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии, указанных ранее:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

 

3. "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения".

По договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями являются:

а) полная гибель или утрата всего или части груза  вследствие удара молнии, бури, вихря, урагана, шторма, извержения вулкана и других стихийных бедствий, провала мостов, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

б) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза  вследствие пожара, взрыва на перевозочном средстве;

в) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза  вследствие крушения или столкновения судов, удара их о неподвижные или  плавучие предметы, посадки судна на мель, повреждения судна льдом;

г) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза  вследствие крушения или столкновения наземных перевозочных средств, их удара о подвижные или неподвижные предметы, перевертывания перевозочного средства, дорожно-транспортного происшествия при перевозке груза автомобильным перевозочным средством; схода с рельсов железнодорожных перевозочных средств, провала мостов;

д) повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза  вследствие крушения, падения или столкновения самолетов, других воздушных перевозочных средств, их удара о подвижные или неподвижные предметы;

е) утрата груза вследствие пропажи морского/речного и/или воздушного судна  без вести;

ж) полная гибель всего или целого места груза при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судна топлива;

з) непредвиденные расходы, в виде:

1.1. расходов  и взносов по общей аварии, которые обязан понести Страхователь;

1.2. необходимых и целесообразных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытков и установлению их размера, если убытки возникли в результате  страхового случая, предусмотренного договором страхования.

Под понятием общей аварии морское право подразумевает связанные с произошедшей аварией убытки, понесенные участниками морской перевозки.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

 Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в абзаце выше.

Морское или речное судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если потерпевшее бедствие воздушное судно, перевозившее застрахованный груз, местонахождение которого, его обломков либо груза не было установлено и поиск которого официально прекращен. Срок, необходимый для признания воздушного судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц со дня последнего известия о воздушном судне.

В договоре страхования, заключенном на основании одного из указанных выше условий, дополнительно к перечисленным страховым случаям может быть предусмотрена ответственность страховщика по возмещению убытков в виде потери ожидаемой прибыли и расходов, связанных с комиссией, фрахтом, другими расходами, связанными с перевозкой груза, а также акцизными расходами.

 

§3. Ответственность СПАО «Ингосстрах» по договору страхования начинается в момент начала погрузки груза в транспортное средство в пункте отправления для перевозки, и действует в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок) и прекращает свое действие в зависимости от того, какое из перечисленных ниже  событий (3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) произойдет первым:

3.1              В момент окончания выгрузки последнего места груза из транспортного средства  на склад или  иное место  хранения/складирования  в пункте назначения, указанном в договоре страхования или

3.2               В момент окончания выгрузки последнего места груза из транспортного средства на склад или иное место хранения до момента или в момент прибытия в указанное в договоре страхования место назначения, если Страхователь/Выгодоприобретатель или его представители выбрали этот склад или место для хранения иное, нежели чем в ходе нормальной перевозки, или для передачи или дистрибуции, или

3.3              Если Страхователь/Выгодоприобретатель или его представители решили использовать любое транспортное средство или контейнер для хранения, иного, нежели чем предусмотрено в ходе нормальной перевозки, или

3.4              По истечении 60 дней после окончания выгрузки с борта морского судна в окончательном порту разгрузки.

 

В частности, может быть предусмотрено, что договор страхования действует во время хранения груза на складах в месте отправления в ожидании погрузки и/или в месте назначения после выгрузки.

Договором страхования могут быть предусмотрены специальные условия действия страхования, в частности такие как: маршрут перевозки, специальные требования к перевозчикам и транспортным средствам, осуществляющим перевозку застрахованного груза,  и условиям перевозки (вид перевозки, наличие охраны груза и средств слежения за транспортным средством, перевозка груза силами специализированных транспортных компаний, перевозка в бронированных транспортных средствах, особая упаковка груза и т.д.).

При наличии таких специальных условий страхования в договоре страхования, перевозка, отличная от таких условий, считается не застрахованной.

§4. Во время доставки груза на лихтерах, баржах и других подвозных судах Ингосстрах несет ответственность лишь в том случае, если пользование такими судами является обычным по местным условиям и вид таких перевозок согласован  в договоре страхования.

§5. По соглашению сторон договором страхования может быть предусмотрена доля собственного участия Страхователя в страховом возмещении - франшиза. Франшиза может устанавливаться в абсолютном размере или в процентах к страховой сумме. Выбор Страхователем франшизы и ее размер фиксируется в договоре страхования (полисе). Франшиза может быть условной и безусловной.

§6. Не являются страховыми случаями, если это специально не установлено в договоре страхования (полисе) повреждения, гибель или утрата груза, потеря ожидаемой прибыли, расходы на комиссии, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой груза,  и акцизные расходы, произошедшие вследствие:

а) всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, террористических действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

в) умысла Страхователя или Выгодоприобретателя, или их представителей,  а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных Правил погрузки (выгрузки), перевозки, пересылки и хранения грузов (согласно Кодексам и Уставам по соответствующим видам транспорта и международным соглашениям и конвенция), а также иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

г) несоответствия  габаритов и массы груза пропускным характеристикам элементов инфраструктуры;

д) грубой неосторожности  Страхователя или Выгодоприобретателя при повреждении или утрате груза в процессе морской перевозки;

е) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

ж) несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

з) повреждения груза при целостности наружной упаковки;

и) пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома Страхователя или Выгодоприобретателя, или их представителей, но без ведома Ингосстраха, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;

к) недостачи груза при целости наружной упаковки;

л) повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;

м) замедления в доставке грузов и падения цен. Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки Страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии;

н) неплатежеспособности или невыполнения денежных обязательств (дефолта) владельцев, менеджеров, фрахтователей или операторов судна.

о) ржавления, окисления, изменения цвета

 

По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пунктах 2 и 3 §2 Правил, кроме того не являются страховыми случаями, если это специально не установлено в договоре страхования (полисе) повреждения, гибель или утрата груза, потеря ожидаемой прибыли, расходы на комиссии, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой груза,  и акцизные расходы, произошедшие вследствие:

п) наводнения и землетрясения;

р) отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

с) обесценения груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки;

т) выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;

у) хищения всего или части груза. 

§7. Условия, содержащиеся в настоящих Правилах, могут быть изменены  (исключены или дополнены) по письменному соглашению сторон при заключении договора страхования или до наступления страхового случая, при условии, что такие изменения не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ

§8. Договор страхования может быть заключен в форме разового или генерального полиса на основании письменного заявления Страхователя, которое, если не согласовано иное, должно содержать следующие сведения:

а) точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

б) номера и даты транспортных документов;

в) вид транспорта (при морской перевозке - название, год постройки судна);

г) способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);

д) пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

е) дату отправки груза;

ж) страховую сумму груза;

 з) условия страхования.

 

Кроме того, Страхователь должен  сообщить в Ингосстрах  все, известные ему, сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению сторон осуществляться на основании генерального полиса.

Страхователь обязан в отношении каждой партии грузов, подпадающих под действие генерального полиса сообщать в Ингосстрах обусловленные им сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен, немедленно по их получении.

По требованию Страхователя  Ингосстрах  выдает  полис или сертификат по отдельной партии груза. Ингосстрах вправе потребовать от Страхователя предоставить любую необходимую для заключения договора страхования информацию.

§9. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или ее первого взноса, если иное не предусмотрено договором страхования.

1. Если договором страхования предусмотрено его вступление в силу с иного момента, чем уплата страховой премии или первого страхового взноса, в случае неуплаты страховой премии или первого страхового взноса в течение 10 дней с даты, установленной в договоре страхования или счете  как дата уплаты страховой премии или ее первого взноса, страховщик вправе прекратить договор в одностороннем порядке, направив страхователю письменное уведомление.

Если договор страхования не вступил в силу на момент возникновения у страховщика права прекратить договор страхования в установленном настоящим пунктом порядке, договор считается не вступившим в силу и не влечет каких-либо правовых последствий для его сторон.

2. В случае неуплаты очередного страхового взноса в течение 10 дней с даты, установленной в договоре страхования или счете  как дата его уплаты, страховщик вправе прекратить договор в одностороннем порядке, направив страхователю письменное уведомление.

3. Моментом прекращения договора в предусмотренном п. п. 1 и 2 настоящей статьи порядке является:

- дата, установленная в договоре  или счете страхования для уплаты страховой премии (взноса), если уведомление о прекращении договора направлено страховщиком не позднее 45 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам со страхователями - юридическими лицами и 60 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам страхования со страхователями – физическими лицами;

- дата направления уведомления, если такое уведомление о прекращении договора направлено страховщиком позднее 45 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам со страхователями - юридическими лицами и 60 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам страхования со страхователями – физическими лицами.

Страховщик освобождается от обязанности осуществлять страховую выплату в отношении страховых случаев, произошедших с определенного в соответствии с условиями настоящего пункта момента прекращения договора страхования.

4. При прекращении договора страхования страховщиком в одностороннем порядке по основаниям и в порядке, предусмотренным п.п. 2 и 3 настоящей статьи, уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату.

5. Иные последствия неуплаты страхователем страховой премии (страхового взноса) могут быть установлены договором страхования.

§10. Страховой полис может быть передан Страхователем другому лицу путем передаточной надписи на нем (ИНДОССО). Такая надпись является надлежащим уведомлением Ингосстраха о переходе прав на груз к другому лицу.

§11. Страхователь обязан уплатить Ингосстраху причитающуюся за страхование премию. В случае неоплаты премии Ингосстрах имеет право отказать в уплате страхового возмещения. В случае просрочки в уплате премии Ингосстрах имеет право на получение пени в размере 0,05% за каждый день просрочки платежа.

§12. Страховая сумма складывается из стоимости груза, суммы фрахта, комиссий, иных расходов, связанных с транспортировкой грузов, ожидаемой прибыли от реализации груза.

Страховая сумма по импортируемым подакцизным грузам при перевозке от складов поставщиков в зарубежных странах и странах СНГ до таможенных складов временного хранения в России включает в себя стоимость груза, фрахт, комиссию, иные расходы, связанные с его транспортировкой, а также, если это прямо указано в договоре страхования – акцизные расходы.

Страховая сумма по акцизным маркам при перевозке от различных пунктов в РФ до складов поставщиков в зарубежных странах и странах СНГ включает в себя стоимость акцизных марок, сумму обеспечения выполнения обязательств импортера по ввозу импортируемого подакцизного груза на таможенную территорию РФ и использованию акцизных марок, а также расходы, связанные с транспортировкой акцизных марок.

Размер составляющего акцизные расходы обеспечения рассчитывается в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

§13. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить Ингосстраху о всех существенных изменениях в риске, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое транспортное средство, изменении способа отправки, оставлении груза на зимовку, не предусмотренную в договоре страхования и т.д.

Изменения, происшедшие в риске после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают Ингосстраху право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной премии. Если Страхователь не согласен на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительной премии, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.

 

IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН ПРИ НАСТУПЛЕНИИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ

§14. При наступлении страхового случая Страхователь/Выгодоприобретатель или его представитель обязан принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на суброгацию к виновной стороне, и немедленно известить о случившемся Ингосстрах или его представителя.

Ингосстрах или его представители имеют право участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, принимая или указывая нужные для того меры. Однако действия Ингосстраха и его представителей по спасанию и сохранению груза не могут считаться признанием наступившего события страховым случаем.

§15. Если стороны письменно не договорились об ином, все расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений и установлению его размера производятся Страхователем/Выгодоприобретателем. Если такие расходы согласно условиям страхования подлежат возмещению, они оплачиваются Ингосстрахом Страхователю при выплате страхового возмещения.

§16. Страхователь/Выгодоприобретатель или его представители в случае обнаружения повреждения и/или утраты (недостачи) груза для определения причины, характера и размера ущерба обязан обратиться в специализированную экспертную организацию,. Страховщик также вправе назначить за свой счет специализированную экспертную организацию для осмотра груза и транспортного средства. Страхователь/Выгодоприобретатель или его представители  обязаны  предоставить  поврежденный груз  для осмотра. .

§17. Страховое возмещение по рискам утраты, гибели или повреждения груза выплачивается в размере действительного ущерба.

Страховое возмещение по рискам потери ожидаемой прибыли, расходов на комиссию, фрахт и других расходов, связанных с перевозкой груза выплачиваются пропорционально отношению размера действительного ущерба к стоимости груза.

Страховое возмещение по иным рискам, предусмотренным настоящими Правилами, выплачивается в документально подтвержденном размере ущерба.

При требовании страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель обязан документально доказать:

1) страховой интерес в застрахованном имуществе;

2) факт и обстоятельства страхового случая;

3) размер ущерба (убытков), причиненных в результате страхового случая (размер претензии по убытку).

Основными документами считаются:

а) для доказательства интереса при страховании груза: коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозочные документы (оригиналы); контракты, фактуры и счета, платежные документы (копии), если по содержанию этих документов Страхователь/Выгодоприобретатель имеет право распоряжения грузами;

б) для доказательства наличия страхового случая: морской протест, выписка из судового журнала, коммерческие акты, документы правоохранительных органов и другие официальные акты с указанием причины страхового случая (оригиналы); в случае пропажи морского/речного судна без вести: достоверные свидетельства о времени выхода морского/речного судна в путь из порта отправления, а также о неприбытии его к месту назначения в срок, установленный для признания морского/речного судна пропавшим без вести;

в) для доказательства размера претензии по убытку: акты осмотра груза аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки и т.п. документы, составленные согласно законам или обычаям того места, где определяется убыток (оригиналы); документы, подтверждающие факт уничтожения/ утилизации и/или реализации поврежденного груза с уценкой (оригиналы); оправдательные документы на произведенные расходы, счета по убытку (копии), а в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии - обоснованный документами расчет или диспаша (оригиналы).

Страховщик имеет право затребовать иные дополнительные документы, имеющие существенное значение для подтверждения страхового интереса в застрахованном грузе, наличия страхового случая и размера ущерба. Одновременно в зависимости от характера убытка перечень претензионных документов может быть изменен.

§18. Право на предъявление требования к Ингосстраху о выплате страхового возмещения погашается двухгодичной давностью с момента возникновения права на иск.

§19. Ингосстрах имеет право отказать полностью или частично в уплате страхового возмещения, если Страхователь:

а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

б) не известил Ингосстрах о существенных изменениях в риске (§13);

в) не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил о страховом случае Ингосстрах и его представителя (§14).

§20. При требовании страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель должен предъявить оригинал полиса или иного документа, выданного Ингосстрахом в подтверждение принятия страхования.

§21. Если Страхователь или Выгодоприобретатель получил возмещение за убыток от третьих лиц, Ингосстрах оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

§22. После уплаты страхового возмещения к Ингосстраху переходят в пределах уплаченной суммы все претензии и права, которые имеет Страхователь или Выгодоприобретатель к третьим лицам. Страхователь или Выгодоприобретатель обязан при получении страхового возмещения передать Ингосстраху все имеющиеся у него документы и доказательства и выполнить все формальности, необходимые для осуществления суброгации. Если Страхователь или Выгодоприобретатель откажется от таких прав, или осуществление суброгации окажется по их вине невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то Ингосстрах в соответствующем размере освобождается от обязанности выплатить страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты, Страхователь или Выгодоприобретатель обязан возвратить Ингосстраху полученное возмещение с узаконенными процентами со дня получения страхового возмещения.

§23. Все споры, вытекающие из договоров страхования, разрешаются сторонами в обязательном досудебном порядке, путем направления письменной претензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.  В случае неразрешения спора в досудебном порядке, споры разрешаются  судом  в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иного не оговорено в договоре страхования, споры из договоров страхования, заключенных в соответствии с настоящими правилами, подлежат рассмотрению Арбитражным судом города Москвы. Споры, вытекающие из договора морского страхования, подлежат разрешению в Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в Москве.